15.06.2022

«ТОЛЬКО ВПЕРЕД!» – ЛИЧНЫЙ ДЕВИЗ ИРКЯМ ЗАЛИКОВОЙ

– Здравствуйте, Иркям Мансуровна, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом?

– Здравствуйте! Я родом из небольшого села Пензятка Лямбирского района Мордовии,  в настоящее время проживаю со своей семьей в городе Саранск – в столице Республики Мордовия.

– У вас редкое имя Иркям (Иркәм). Что оно означает?

– Да, редкое. О значении имени я узнала тогда, когда училась в Казани. Преподаватели мужчины-татары, когда слышали, как ко мне  обращаются друзья, переспрашивали, на самом ли деле меня зовут Иркям. Именно от них и узнала, что, оказывается, это ласковое обращение к близким, любимым. Подруга Инна также  подтвердила, что они с сестрой друг друга нежно называют «иркәм». У нее корни из Самарской области, там «иркям» распространено как ласковое слово-обращение, а не как имя. А позже и сама в интернет-словарях нашла, что мое имя означает – «моя любимая, моя ласковая, моя милая».

– Кто вам дал это необычно красивое имя?

– Бабушка. Когда родилась ее первая внучка, предложила имя Иркям, но девочку назвали Гузелью. Родилась вторая внучка, то есть я. Для меня также выбирали имя: мама хотела меня назвать Алсу, бабушка предложила Иркям,  еще были Индира, Сяйдя… В этот раз бабушка смогла переубедить всех, говорила, что Иркям означает  «любимая», «сөекле». Мама поняла, если так назовут, то ее доченька будет самой любимой внучкой.  И так дали мне  имя Иркям.

Интересная история. А кем вы мечтали стать в детстве?

– И у мамы об этом спросила. Она рассказала, когда по телевизору  показывали детские передачи или концерты, я всегда говорила: «Мин телевизорга керәм җырларга», «Мин дә хочу телевизорга».

К нам в гости  приходила Гульжихан Биляловна (учительница моей мамы) и просила меня с братишкой петь. Мы выступали по очереди, устраивали для нее концерт.  Все песни или частушки, которые знала и пела,  повторял за мной и братишка. До сих пор отчетливо помню, как с ним спорила:  «Не пой, это мои песни».

А когда уже постарше стала, хотела стать стюардессой, юристом, учителем русского языка. Конечно, хотела петь. Тогда популярная была двенадцатилетняя  Алсу. Слушала ее и хотела выступать как она. Такие вот детские воспоминания. Мечты мои,   в основном,  крутились вокруг музыки.

– Где вы получили образование?

– Сначала поступила в Мордовский республиканский колледж культуры и искусства. У меня не было базового музыкального образования, всему научили в колледже. На втором курсе параллельно училась в вечерней школе и,  окончив ее, поехала покорять Казань, хотела яркой сценической жизни.  Поступила в Казанский государственный университет культуры и искусств на факультет «Музыкальное искусство» по  специальности «Народное художественное творчество». С 2002 по 2007 год обучалась там.

– Кого считаете своим наставником? Их роль в вашей жизни.

– Где бы ни училась, многому научилась у своих преподавателей. Для меня все было интересно. Хотелось познать всё и сразу, была увлечена учёбой. Особый вклад в мое образование и музыкальное воспитание внесли в Саранске преподаватель по специальности  Трусова Валентина Васильевна, в Казани – Кузьмина Нина Петровна. В настоящее время своим наставником считаю педагога по вокалу Курылеву Татьяну Ивановну.

– Почему Вы выбрали преподавательскую деятельность?

– Во-первых, в университете нас готовили к тому, что мы, как специалисты, должны  популяризовать фольклор (народное творчество), культуру в целом через вокальное искусство.

Во-вторых, уже со второго курса я занималась преподавательской деятельностью, совмещая ее с учебой, набирая опыт.

Мне нравится учить детей тому, чем сама владею. Да, было, пыталась уходить из этой сферы, но все равно вернулась. Просто я люблю  свою работу. Этим, наверное, все сказано.

– Хотелось бы подробнее узнать о вашей научно-педагогической деятельности и творчестве в Казани.

– После окончания университета продолжала учебу в аспирантуре, занималась научно-педагогической деятельностью, творчеством. Работала преподавателем вокала, педагогом-организатором, организовала  детские фольклорные ансамбли, с которыми  активно участвовали в районных, городских и республиканских фестивалях, конкурсах, праздниках. Например, «Казан йолдызлары», «Дуслык бәйләме», «За сокровищами родного края в мир детства», «Кунаклашу», «Кузьминки» и др. С воспитанниками участвовали в детских благотворительных концертах.

И сама принимала участие во многих конкурсах педагогического мастерства. В частности, Республиканском конкурсе на лучшую работу в области традиционной культуры, проведенном в рамках подготовки к Съезду народов Татарстана, где стала победительницей в номинации «Традиционное искусство» и была удостоена  диплому 2 степени. Участвовала в городском конкурсе «Лучший учитель года – 2009», была награждена  Почетной грамотой Управления образования г. Казань.

– Как вы думаете, что дает педагогу участие в конкурсах?

– Участие в конкурсе дает возможность проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Это движение, стимул к самоанализу и самообразованию, заряд энергии, общение с коллегами, изучение их опыта.

Как опытный  педагог, скажите, пожалуйста, что  самое главное в преподавании вокала?

– Мне кажется, педагог, преподающий вокал, прежде всего должен влюбить ученика в свой предмет, чтобы уроки музыки были ему в радость, заложить фундамент и постепенно наращивать вокальные навыки. Немаловажную роль играет также любовь учителя к детям, к своей работе.

– Можно ли всех обучить вокалу?

– На мой взгляд, можно обучить, но… Но зависит и от желания самого обучаемого. Сколько  времени он готов тратить на то, чтобы научиться петь. Известный певец Ф.И. Шаляпин сравнил  работу над вокалом с трудом кузнеца. Так что никто еще не отменял чуда труда.   Не все дойдут до консерватории, но музыка учит трудолюбию, помогает стать лучше, духовно богаче. Конечно, и от педагога требуется большая энергетическая и психологическая работа.

– Иркям Мансуровна,  не задумывались ли о сольном творчестве? 

– Да, я об этом мечтаю! Надеюсь, в скором времени эту мечту осуществлю.


– А как вы стали ведущей мероприятии?

– Хороший вопрос! Меня приглашали провести дни рождения детей или юбилеи, свадьбы. Проводила их интуитивно, и у меня получалось. Огромное удовольствие доставлял процесс подготовки к торжествам. Но я не знала технологии становления и продвижения себя как ведущей. Чтобы повысить свой уровень в данной области, в период, когда весь мир закрыли по домам в связи с эпидемиологической ситуацией, прошла онлайн-курсы – «Школу ведущих Ивана Глухова». Там получила нужные для себя знания, заряд праздничной энергии.

– Чем ваш стиль ведения отличается от других?

– Думаю, моя фишка –  интеллигентное ведение мероприятия, добрый юмор, здоровая импровизация. Я составляю эксклюзивный сценарий праздника, учитывая мнения и пожелания заказчика,  к каждому гостю нахожу подход, могу петь вживую.

– Где и как любите отдыхать и проводить свое свободное время?

– Люблю отдыхать по-разному. Могу провести время, просматривая романтические фильмы или сериалы. Сходить на концерт, чтобы послушать любимые песни, или просто попеть дома.  Всегда приятно сходить в баню. Летом можно весело провести время, купаясь на пруду и загорая. В любое время года можно организовать пикник с сочным шашлыком.

– Ваше отношение к спорту?

– Спортом занималась с детства. Когда училась, ездила на соревнования, полностью ощутила азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось.  В одно время профессионально занималась легкой атлетикой, у меня был личный тренер. И сейчас  безумно люблю активный отдых: люблю плавать,  кататься на лыжах и коньках, люблю прогулки на улице.

– Каковы ваши планы  на будущее?

– Развиваться профессионально, творчески и идти вперед.  Снимать еще второй клип, как  продолжение  первой истории; записать новые песни, съездить в круиз всей семьей.

– Иркям Мансуровна, спасибо за интервью. Было приятно поговорить с интересным человеком. Желаем Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!

Летучий голландец Назад к новостям Соревнования по плаванию, посвященные 77-летию Победы в Великой Отечественной Войне