«ТОЛЬКО ВПЕРЕД!» – ЛИЧНЫЙ ДЕВИЗ ИРКЯМ ЗАЛИКОВОЙ
– Здравствуйте, Иркям Мансуровна, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом?
– Здравствуйте! Я родом из небольшого села Пензятка Лямбирского района Мордовии, в настоящее время проживаю со своей семьей в городе Саранск – в столице Республики Мордовия.
– У вас редкое имя Иркям (Иркәм). Что оно означает?
– Да, редкое. О значении имени я узнала тогда, когда училась в Казани. Преподаватели мужчины-татары, когда слышали, как ко мне обращаются друзья, переспрашивали, на самом ли деле меня зовут Иркям. Именно от них и узнала, что, оказывается, это ласковое обращение к близким, любимым. Подруга Инна также подтвердила, что они с сестрой друг друга нежно называют «иркәм». У нее корни из Самарской области, там «иркям» распространено как ласковое слово-обращение, а не как имя. А позже и сама в интернет-словарях нашла, что мое имя означает – «моя любимая, моя ласковая, моя милая».
– Кто вам дал это необычно красивое имя?
– Бабушка. Когда родилась ее первая внучка, предложила имя Иркям, но девочку назвали Гузелью. Родилась вторая внучка, то есть я. Для меня также выбирали имя: мама хотела меня назвать Алсу, бабушка предложила Иркям, еще были Индира, Сяйдя… В этот раз бабушка смогла переубедить всех, говорила, что Иркям означает «любимая», «сөекле». Мама поняла, если так назовут, то ее доченька будет самой любимой внучкой. И так дали мне имя Иркям.
– Интересная история. А кем вы мечтали стать в детстве?
– И у мамы об этом спросила. Она рассказала, когда по телевизору показывали детские передачи или концерты, я всегда говорила: «Мин телевизорга керәм җырларга», «Мин дә хочу телевизорга».
К нам в гости приходила Гульжихан Биляловна (учительница моей мамы) и просила меня с братишкой петь. Мы выступали по очереди, устраивали для нее концерт. Все песни или частушки, которые знала и пела, повторял за мной и братишка. До сих пор отчетливо помню, как с ним спорила: «Не пой, это мои песни».
А когда уже постарше стала, хотела стать стюардессой, юристом, учителем русского языка. Конечно, хотела петь. Тогда популярная была двенадцатилетняя Алсу. Слушала ее и хотела выступать как она. Такие вот детские воспоминания. Мечты мои, в основном, крутились вокруг музыки.
– Где вы получили образование?
– Сначала поступила в Мордовский республиканский колледж культуры и искусства. У меня не было базового музыкального образования, всему научили в колледже. На втором курсе параллельно училась в вечерней школе и, окончив ее, поехала покорять Казань, хотела яркой сценической жизни. Поступила в Казанский государственный университет культуры и искусств на факультет «Музыкальное искусство» по специальности «Народное художественное творчество». С 2002 по 2007 год обучалась там.
– Кого считаете своим наставником? Их роль в вашей жизни.
– Где бы ни училась, многому научилась у своих преподавателей. Для меня все было интересно. Хотелось познать всё и сразу, была увлечена учёбой. Особый вклад в мое образование и музыкальное воспитание внесли в Саранске преподаватель по специальности Трусова Валентина Васильевна, в Казани – Кузьмина Нина Петровна. В настоящее время своим наставником считаю педагога по вокалу Курылеву Татьяну Ивановну.
– Почему Вы выбрали преподавательскую деятельность?
– Во-первых, в университете нас готовили к тому, что мы, как специалисты, должны популяризовать фольклор (народное творчество), культуру в целом через вокальное искусство.
Во-вторых, уже со второго курса я занималась преподавательской деятельностью, совмещая ее с учебой, набирая опыт.
Мне нравится учить детей тому, чем сама владею. Да, было, пыталась уходить из этой сферы, но все равно вернулась. Просто я люблю свою работу. Этим, наверное, все сказано.
– Хотелось бы подробнее узнать о вашей научно-педагогической деятельности и творчестве в Казани.
– После окончания университета продолжала учебу в аспирантуре, занималась научно-педагогической деятельностью, творчеством. Работала преподавателем вокала, педагогом-организатором, организовала детские фольклорные ансамбли, с которыми активно участвовали в районных, городских и республиканских фестивалях, конкурсах, праздниках. Например, «Казан йолдызлары», «Дуслык бәйләме», «За сокровищами родного края в мир детства», «Кунаклашу», «Кузьминки» и др. С воспитанниками участвовали в детских благотворительных концертах.
И сама принимала участие во многих конкурсах педагогического мастерства. В частности, Республиканском конкурсе на лучшую работу в области традиционной культуры, проведенном в рамках подготовки к Съезду народов Татарстана, где стала победительницей в номинации «Традиционное искусство» и была удостоена диплому 2 степени. Участвовала в городском конкурсе «Лучший учитель года – 2009», была награждена Почетной грамотой Управления образования г. Казань.
– Как вы думаете, что дает педагогу участие в конкурсах?
– Участие в конкурсе дает возможность проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Это движение, стимул к самоанализу и самообразованию, заряд энергии, общение с коллегами, изучение их опыта.
– Как опытный педагог, скажите, пожалуйста, что самое главное в преподавании вокала?
– Мне кажется, педагог, преподающий вокал, прежде всего должен влюбить ученика в свой предмет, чтобы уроки музыки были ему в радость, заложить фундамент и постепенно наращивать вокальные навыки. Немаловажную роль играет также любовь учителя к детям, к своей работе.
– Можно ли всех обучить вокалу?
– На мой взгляд, можно обучить, но… Но зависит и от желания самого обучаемого. Сколько времени он готов тратить на то, чтобы научиться петь. Известный певец Ф.И. Шаляпин сравнил работу над вокалом с трудом кузнеца. Так что никто еще не отменял чуда труда. Не все дойдут до консерватории, но музыка учит трудолюбию, помогает стать лучше, духовно богаче. Конечно, и от педагога требуется большая энергетическая и психологическая работа.
– Иркям Мансуровна, не задумывались ли о сольном творчестве?
– Да, я об этом мечтаю! Надеюсь, в скором времени эту мечту осуществлю.
– А как вы стали ведущей мероприятии?
– Хороший вопрос! Меня приглашали провести дни рождения детей или юбилеи, свадьбы. Проводила их интуитивно, и у меня получалось. Огромное удовольствие доставлял процесс подготовки к торжествам. Но я не знала технологии становления и продвижения себя как ведущей. Чтобы повысить свой уровень в данной области, в период, когда весь мир закрыли по домам в связи с эпидемиологической ситуацией, прошла онлайн-курсы – «Школу ведущих Ивана Глухова». Там получила нужные для себя знания, заряд праздничной энергии.
– Чем ваш стиль ведения отличается от других?
– Думаю, моя фишка – интеллигентное ведение мероприятия, добрый юмор, здоровая импровизация. Я составляю эксклюзивный сценарий праздника, учитывая мнения и пожелания заказчика, к каждому гостю нахожу подход, могу петь вживую.
– Где и как любите отдыхать и проводить свое свободное время?
– Люблю отдыхать по-разному. Могу провести время, просматривая романтические фильмы или сериалы. Сходить на концерт, чтобы послушать любимые песни, или просто попеть дома. Всегда приятно сходить в баню. Летом можно весело провести время, купаясь на пруду и загорая. В любое время года можно организовать пикник с сочным шашлыком.
– Ваше отношение к спорту?
– Спортом занималась с детства. Когда училась, ездила на соревнования, полностью ощутила азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. В одно время профессионально занималась легкой атлетикой, у меня был личный тренер. И сейчас безумно люблю активный отдых: люблю плавать, кататься на лыжах и коньках, люблю прогулки на улице.
– Каковы ваши планы на будущее?
– Развиваться профессионально, творчески и идти вперед. Снимать еще второй клип, как продолжение первой истории; записать новые песни, съездить в круиз всей семьей.
– Иркям Мансуровна, спасибо за интервью. Было приятно поговорить с интересным человеком. Желаем Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!